Заседание Правительства

14 января 2016 - Администратор
Заседание Правительства

14 января 2016 12:30 Дом Правительства, Москва

Государственные и муниципальные услуги

Первый вопрос повестки – о развитии сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Алексея Улюкаева о развитии сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

Стенограмма:

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

Д.Медведев: Добрый день, коллеги! У нас сегодня первое заседание Правительства в этом году. С большинством из присутствующих мы встречались на различных мероприятиях, включая вчерашний форум и некоторые другие.

Первый вопрос повестки дня – развитие сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Это важная часть работы Правительства, и в целом она у нас идёт неплохо, как мне представляется. Вообще по тому, насколько быстро можно получить услугу от государства, судят об эффективности государственного аппарата. У нас была задача к концу 2015 года обеспечить для 90% жителей России доступ к получению таких услуг по принципу одного окна. Эта цель достигнута. Сейчас в стране почти 2700 многофункциональных центров, не считая филиалов, все они действуют по принципу одного окна: человек приходит только с самыми необходимыми документами, а остальное делает уже сотрудник центра (собирает дополнительные выписки, справки, готовит нужные бумаги и так далее). Мы совершенствуем работу центров, постепенно расширяем список предоставляемых услуг. Важно, чтобы человек мог обратиться в МФЦ в любой жизненной ситуации, например при рождении ребёнка, выходе на пенсию, в случае потери документов и так далее.

Повестка заседания 

• Материалы к заседанию Правительства 14 января 2016 года

Через МФЦ продвигаются и новые государственные услуги. В прошлом году там стали принимать заявления на единовременную выплату за счёт средств материнского капитала. Прорабатывается вопрос о предоставлении во всех центрах услуг, которые сейчас доступны в МФЦ в порядке эксперимента. Также планируется создание специализированных МФЦ для малого и среднего бизнеса. В них можно будет не только оформить нужные документы, но и получить консультацию в части создания бизнеса по правовым вопросам, помощь в составлении бизнес-плана, уточнить информацию по открытию собственного дела. Поэтому ещё многое предстоит сделать, хотя, действительно, эта идея реализована уже в значительной мере.

Нужно наладить электронное взаимодействие между МФЦ и федеральными органами госвласти, государственными внебюджетными фондами. Это позволит полностью отказаться от бумажных документов, а значит, процедура получения услуги через МФЦ будет занимать меньше времени. Послушаем сообщение Министра экономического развития на эту тему.

Участники заседания

Список участников заседания Правительства, 14 января 2016 года

Ещё один вопрос, который хотел бы отметить (он, может быть, не самый значительный, но для людей имеющий тем не менее чувствительное значение), касается трудового законодательства и повышения ответственности работодателя за нарушение сроков и порядка оплаты труда.

Суммарная задолженность по зарплате остаётся весьма значительной, а с учётом положения дел в экономике этот процесс может ускориться, нарастать. Деньги, естественно, должны выплачиваться своевременно, в полном размере, и наша задача – защитить людей от недобросовестных действий работодателя.

Законопроектом предлагается увеличить размер штрафа для лиц, которые уже подверглись административному наказанию. К увеличению размера денежной компенсации применяется прогрессивная шкала. Если задержка с выплатой зарплаты превышает полгода, то работодатель обязан выплатить её с учётом процентов в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Центрального банка. Есть и целый ряд других новелл, которые улучшают ситуацию по защите прав трудящихся.

Принятие решения

• Решения, принятые на заседании Правительства 14 января 2016 года

Есть ещё ряд законопроектов, включая законопроект, который направлен на повышение профессиональной отдачи от государственных гражданских, муниципальных служащих. Там формулируется ряд требований. Тоже об этом послушаем.

И конечно, другие вопросы. Поговорим о том, как дальше заниматься бюджетным процессом, экономикой.

Пожалуйста, Алексей Валентинович.

Доклад Алексея Улюкаева на заседании Правительства

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Действительно, мы, я считаю, довольно успешно исполняем поручения Президента об обеспечении доступности государственных услуг через систему одного окна. Охват, как сказал Председатель Правительства, у нас не 90%, как требовалось, а 94,2%. При этом мы имеем в виду такой критерий доступности, как не более чем 5 тыс. жителей на одно окно, а в населённых пунктах с населением меньше 1 тыс. – отдельно одно окно.

Эта работа последние три года разворачивалась. Мы шли с опережением графика, вот этот результат получили, о котором сейчас сказали. Сеть – это 12 тыс. точек по всей стране, из них 2700 примерно – это полноценные многофункциональные центры и ещё порядка 10 тыс. – это территориально обособленные подразделения в небольших населённых пунктах. Всего это 43 тыс. окон, то есть получается примерно 3001 окно на 3400 человек – это лучше, чем предусматривалось нашими критериями.

Есть, конечно, субъекты Федерации, где не достигнуты эти показатели. Самая негативная ситуация в Курганской области, Забайкальском крае – там меньше 80% охват. Есть и очевидные лидеры, например Москва: 112 многофункциональных центров, причём они работают по принципу экстерриториальности, то есть в любом районе ты можешь получить услугу, даже если ты житель другого района, и качественно они очень хорошие. Ну и другие: Свердловская область – 100 МФЦ, Ростовская – порядка 80, Башкортостан – больше 70.

Это хорошие и качественные сети. Они объединены единым стандартом, единым брендом «Мои документы». На самом деле это такая визитная карточка. Где граждане сталкиваются с государством? Сейчас прежде всего в многофункциональных центрах, и поэтому о том, насколько комфортно им там будет, насколько быструю и качественную услугу они получат, они во многом будут судить и судят сейчас о работе государственного аппарата в целом.

Большая работа была сделана по информатизации работы МФЦ, поэтому большой объём услуг реализуется в электронной форме. Более того, МФЦ становятся такими центрами, где не только государственные услуги оказываются, но и некоторые другие дополнительные услуги. Например, в Якутии организованы бесплатные курсы повышения компьютерной грамотности на базе местных МФЦ, в Алтайском крае – онлайн-консультирование, в Кировской области – занятия в рамках проекта «Волонтёры информационного общества» и так далее. Здесь тоже открываются большие дополнительные перспективы.

Услуги как таковые весьма востребованы. Это прежде всего услуги таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Росреестр, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Фонд социального страхования.Всего в прошлом году МФЦ предоставили примерно 56 млн услуг, причём к концу года вышли на график более 300 тыс. человек, 300 тыс. услуг в день. Исходя из того, что практически все МФЦ работают шесть дней в неделю (а в некоторых случаях, например в Москве, – семь дней в неделю), примерно мы выходим на график до 100 млн услуг в этом году. Я думаю, это вполне достижимая цифра.

Услуги оказываются, как я уже говорил, и в малонаселённых пунктах. Это огромная экономия времени для людей, которые прежде вынуждены были ездить в центр субъекта Федерации, для того чтобы совершить элементарные действия в части государственных услуг.

Очень крупный проект, потребовал большого финансирования. В целом субъекты Федерации профинансировали на сумму 34 млрд рублей создание многофункциональных центров. В федеральном бюджете 2014–2015 годов также были предусмотрены деньги на федеральное софинансирование – 5,7 млрд рублей было направлено на эти цели.

В ряде случаев удалось применить практику государственно-частного партнёрства для дополнительного привлечения внебюджетных источников финансирования. Например, в Калужской области инвестор, который получил право застройки жилого квартала и делал это, создал за свой счёт, построил многофункциональный центр в качестве объекта инфраструктуры в этом жилом квартале.

Во многих случаях МФЦ открываются в торговых центрах. Это удобно гражданам, которые одновременно получают и государственную услугу, и коммерческую услугу, удобно для владельцев помещений, это позволяет снижать арендную плату за предоставление этих площадей, что также позволяет решать проблему финансирования.

Те суммы, которые я назвал, – это капитальные затраты, это на создание сети, но и для обеспечения текущей работы (в системе многофункциональных центров работают свыше 31 тыс. человек) требуются значительные средства. В связи с этим было принято изменение в законодательство, Бюджетный кодекс, и с 1 января прошлого года государственная пошлина за оказываемые МФЦ услуги распределяется в соотношении 50 на 50 между федеральным и региональными бюджетами. За прошлый год субъекты Федерации получили по этому каналу около 8 млрд рублей, которые позволили должным образом обеспечить текущее содержание МФЦ.

Сейчас у нас на повестке дня ещё один вопрос, ведь услуги оказываются и государственными бюджетными учреждениями, там взимается не госпошлина, а плата. В частности, за услуги Федеральной кадастровой палаты, которая предоставляет сведения о кадастре недвижимости и сведения из единого реестра прав на недвижимое имущество, взимается плата. Сейчас мы готовим совместно с Министерством финансов предложения о том, чтобы плата, как и госпошлина, могла распределяться между уровнями бюджетной системы и тоже 50% зачислялось в бюджеты субъектов Федерации.

Мы считаем, что создание системы МФЦ – это основание для того, чтобы серьёзно экономить средства министерств и ведомств, потому что значительная часть их работы переходит именно в структуру МФЦ. В частности, по факту так мы уже делали в случае с Росреестром: сокращали численность за счёт того, что передавали эти функции МФЦ. Сейчас в условиях того, что мы все должны сократить штатную численность на 10%, наверное, тоже это хорошее подспорье – использовать возможности МФЦ, для того чтобы обеспечить качественную работу.

Мы стремились обеспечить мониторинг и контроль качества предоставляемых государственных услуг через такие стандартные процедуры, как контрольная закупка так называемым тайным покупателем. В прошлом году в 30 регионах представители министерства такую работу проводили. У нас есть система мониторинга параметров деятельности МФЦ в режиме онлайн, у нас есть система обратной связи с гражданами. В течение 2014–2015 годов 900 тыс. граждан дали свою оценку качества предоставляемых системой МФЦ услуг. К цифре можно по-разному относиться – 97% положительных оценок, – тем не менее в целом мы считаем, что оценка близка к объективной.

Заседание Правительства

Конечно же, стоит немало задач на близкую перспективу. Отмечу лишь некоторые из них. Первое (то, что, Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили) – это оптимизация взаимодействия между МФЦ, таким фронт-офисом, и министерствами и ведомствами, где эта услуга реально производится на основе безбумажного документооборота. Хочу сказать, что МФЦ полностью готовы к этой работе, они как информационная система оснащены очень качественно. Сейчас мы должны доработать готовность ведомств соответствующих, вместе с Минкомсвязью над этим вопросом работаем, и думаю, что в ближайшее время его завершим.

Второе – это расширение обязательного перечня услуг, которые оказываются через систему одного окна. Я сейчас говорю прежде всего о тех услугах массовых, которые оказывают Министерство внутренних дел и Федеральная миграционная служба, – это замена и вторичная выдача водительских удостоверений (то есть там, где не требуется сдача экзаменов на вождение) и получение российских паспортов и загранпаспортов. Был проведён соответствующий эксперимент в ряде субъектов Федерации, с нашей точки зрения, он завершился положительно, и мы считаем необходимым эту практику внедрить.

У меня просьба включить соответствующую позицию в протокольное решение.

Д.Медведев: Если мы готовы к этому...

А.Улюкаев: Спасибо. Мы также хотели бы продвигаться по пути создания системы экстерриториальности, для того чтобы гражданин, проживающий в одной точке, в одном субъекте Федерации, в одном муниципальном образовании, мог получать услугу в системе МФЦ, находясь в других субъектах Федерации. Такой опыт у нас есть в Москве, есть опыт в Краснодарском крае, мы хотели бы его распространить и на всю Российскую Федерацию.

Вот вкратце об итогах этой работы и задачах. Спасибо.

Д.Медведев: Коллеги, какие будут комментарии, предложения, в том числе вот по этой идее распространения итогов пилотного использования ряда возможностей МФЦ на другие территории? У меня здесь вопрос только один, вот я начал его задавать. Алексей Валентинович, мы готовы это сделать? У нас технологическая готовность есть?

А.Улюкаев: У нас технологическая готовность к этому есть. Эксперимент показал, что большое количество услуг так и было оказано в тех субъектах Федерации (это четыре-пять субъектов), где мы это делали. Мы сейчас с Министром внутренних дел это обсуждали, он тоже подтверждает, что мы готовы к этому.

Д.Медведев: Хорошо. Вопросы ещё есть? На самом деле это действительно практика неплохая. Люди видят, что это гораздо удобнее, чем раньше. Надеюсь, что все задачи, которые по линии МФЦ мы перед собой поставили, мы сумеем исполнить.

Давайте тогда протокольное решение примем по этому поводу, включим туда позицию о распространении пилотных проектов уже на всю территорию страны. Договорились.