Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
1) Об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, которое может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и направлено любому адресату (органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам). Преступление в данном случае признается оконченным с момента получения сообщения адресатом. Лицу, совершившему преступление, в зависимости от наступивших последствий, может быть назначено наказание до десяти лет лишения свободы.
На указанное лицо в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации судом может быть возложена обязанность по возмещению причиненного материального ущерба, поскольку после поступившего заведомо ложного сообщения об акте терроризма, мобилизуется значительная часть правоохранительных органов, различных спасательных служб.
При этом в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации, если вред причинен несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), ответственность несут его родители (усыновители) или опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо, когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
2) Об ответственности за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» запрещает использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Вышеперечисленные действия Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» приравнены к экстремистской деятельности и недопустимы на территории Российской Федерации.
Лицо при совершении указанных действий подлежит к привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.3 КоАП РФ, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Кроме того, указанной нормой закона для граждан предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.
Также следует отметить, что частью 4 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»).
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
3) Об антитеррористическая защищенность объектов спорта.
Постановление Правительства РФ от 28.01.2019 N 52 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций" устанавливает требования, обязательные для выполнения организационных, инженерно-технических и иные мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, не являющихся объектами спорта, правообладателями которых являются Минспорта России и подведомственные ему организации.
Данные требования не распространяются: на объекты (территории), подлежащие обязательной охране Росгвардией; на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране Росгвардией, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны; на объекты (территории), требования, к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ.
Для установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности осуществляется категорирование таких объектов (территорий). Отнесение к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения теракта, а также на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать и возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в результате совершения террористического акта. Также утверждена форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
4) Об ответственности за распространение экстремистских материалов.
Экстремистскими материалами в соответствии с Федеральным законом
«О противодействии экстремистской деятельности» являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях (в том числе в сети «Интернет»), призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Так, предусмотрена административная ответственность за массовое распространение признанных запрещенными экстремистских материалов; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества; организация деятельности экстремистской организации.
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
5) Об ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» установлена статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
Законом также регламентируется наказание за совершение данного правонарушения в виде штрафа на граждан в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., обязательные работы на срок до 100 часов, административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц штраф в размере от 250 000 руб. до 500 000 руб.
Совершение лицом повторного правонарушения в течение 1 года после его привлечения к административной ответственности влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ, предусматривающей более строгое наказание, в том числе и лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
6) Об особенностях деятельности физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» физическое лицо может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
В обязанности лица, осуществляющего указанную деятельность, входить подача заявления в Минюст России о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
После прибытия в Россию, лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, намеревающееся осуществлять данную деятельность, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом Минюст России.
После включения в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, это лицо обязано не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в органы Минюста России отчет о своей деятельности, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Помимо этого, лицо, выполняющее функции иностранного агента, обязано указывать об этом статусе при осуществлении вышеуказанной деятельности, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.
Статьей 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента обязанностей по представлению в Минюст России указанных сведений.
За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб.
За неуказание физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, своего статуса в случаях, предусмотренных законом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 000 руб. до 30 000 рублей.
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов
7) О требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.
Во исполнение ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.
Данные требования впервые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности для организаций отдыха детей и их оздоровления.
Существуют объекты (территории) нестационарного и стационарного типов. Стационарные представляют собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений.
Для объектов стационарного типа предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений).
Закон установил порядок плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов, срок проведения которых не может превышать 5 рабочих дней.
Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию. Так, при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения или при совершении террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) нестационарного типа, либо уполномоченное им лицо, обеспечивает информирование по единому телефону «112» или иным доступным способом экстренных оперативных служб.
Также регламентирована и утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа.
На должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах, возлагается ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности.
Нарушение требований к антитеррористической защищенности либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусматривает административную ответственность для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Заместитель Тляратинского
межрайонного прокурора Р.А. Баталов